МОУ СОШ №2 р.п. Екатериновка
р.п. Екатериновка, Екатериновский район, Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.

    Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

    Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

    • успешно решает разные бытовые проблемы;
    • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
    • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
    • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

    Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

    ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Данное направление помогает ученикам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.

    На занятиях учащиеся могут получить информацию о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.

    Цели:

    • Пробудить у школьников интерес к финансовым знаниям за счет нестандартной формы занятий и возможности коммуникации с профессионалами в сфере финансов;
    • Сформировать убежденность учащихся в том, что финансовая грамотность – основа финансового благополучия;
    • Заложить у старшеклассников установки грамотного финансового поведения, закрепить базовые финансовые понятия, познакомить с актуальными финансовыми продуктами и услугами, предупредить о рисках.

    Учащиеся проходят различные тестирования, участвуют в онлайн-уроках и конференциях, семинарах и прочее. Вся необходимая информация может быть получена на следующих платформах: 

    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Математическая грамотность определяется как способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, использовать математику, чтобы решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности творческого, заинтересованного и мыслящего гражданина.

    Для формирования математической грамотности важны:

    • теоретическая база: без знаний нет применения;
    • опыт и погружение в реальные ситуации, поиск путей решения жизненных задач;
    • метапредметная подготовка: смысловое чтение, работа с информацией, критическое мышление, работа с утверждениями;
    • самоконтроль и самопроверка.

    «Математика — гимнастика для ума».

    Изучая математику, ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать, что и способствует формированию математической грамотности. Использование реальной ситуации в заданиях на формирование математической грамотности, способствует социализации обучающихся посредством обогащения их социального опыта, «примеривания» на себя различных социальных ролей: семьянина, работника, потребителя, гражданина. 

    ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework) В исследовании PISA глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

    • способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы).

    Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

    • способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения.

    Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

    • способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

    Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

    • способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию. 

    ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

    Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

    Три группы умений, характеризующих естественнонаучную грамотность:

    • Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
    • Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.
    • Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

    Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности.

    Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:

    • умение, на оценивание которого направлен вопрос;
    • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе;
    • контекст;
    • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

    КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Любое творчество – это отражение способностей мозга к поиску оригинальных путей решения проблемы. В нашем мозгу существует сразу несколько центров, которые совместно отвечают за любую форму креативности. Придумывая что-то новое, мы задействуем разом аналитическое, ассоциативное и спонтанное мышления. Чтобы развить такой сложный навык необходима постоянная практика. Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

    Нормативные документы:

    https://ekatron.oshkole.ru/pages/26841.html

    • Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
    • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
    • Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
    • План работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МОУ СОШ №2 р.п. Екатериновка в 2022-2023 учебном году 

    Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie